Друзья, обдумываю еще одну статью про фандомную литературу - в журнал, в который я не писала до этого, и там именно на литературе и связи с литературными традициями должен быть акцент. Хочу расспросить вас про фанфики-романы - про те тексты, которые выделяются именно своим объемом и романной структурой. У меня собственно два вопроса.
1. Помогите вспомнить достаточное количество таких текстов. В первую очередь, меня интересует ГП-фандом: что у нас в этом смысле? Я сама вспоминаю в первую очередь вот что: Игрок; Элизиум, или В стране потерянных снов; Взломщики; Записки о Галльской войне. Другие фандомы тоже интересуют: насколько это частое или редкое в фандомах явление - что авторы отваживаются на очень большие тексты, и эти тексты потом занимают важное место в читательском знании о фандоме? Поговорите со мной об этом, пожалуйста - вне зависимости от фандома. Единственное - меня интересуют в первую очередь тексты на русском языке, или хотя бы переведенные на русский язык (тогда можно говорить о труде переводчика).
2. Мне хотелось бы спросить вас, как вы такие тексты читаете/читали. Занимают ли они какое-то особенное место в вашем фандомном чтении в том числе потому, что это "фандомные романы"? Помните ли вы какие-то истории, связанные с их чтением, свои эмоции и соображения? Читали ли вы какой-то из романов в процессе написания, подбадривая автора или стараясь на него повлиять? Перечитываете ли вы длинные тексты (если вообще перечитываете тексты)? Что думаете про такие формы в фандомном творчестве - если вы автор и никогда не писали такое/мечтаете написать такое/принципиально не хотите писать такое - расскажите, почему? В общем, любые соображения авторов и читателей в ответе на этот пункт прочту с интересом. А с некоторыми авторами фанфиков-романов я надеюсь потом поговорить отдельно.
Большущее спасибо за любые ответы!
еще было несколько макси фигвайзы и влад, но их я тоже читала в процессе и это было очень увлекательно засчет плясок в каментах с другими читателями.
сейчас по гп я подсела на бесконечный сериал кукулькан "в борьбе обретешь", а из ориджей на "палладинские байки" эстель грейдо (команда фэнтези летняя фб и сейчас на зимней продолжение).
из твоего списка мне очень зашли взломщики, но это было в начале фикочитательства. тогда же была "другая история" снарк и свенгали.
элизиум вызвал острую неприязнь, и после него я перестала читать макси незнакомых авторов
теперь только по рекомендациям людей с точно схожими вкусами.
мэвис и филлипа мне в принципе нравятся, но гипермакси я не всегда тяну
вобщем-то я не против длинных книг и серий, но как-то редко попадается то, что я в силах дочитать.
у фанфиков "норма длины" еще меньше.
всякое длинное впроцессное прикольно при частом обновлении и хорошей компании, ну и когда вобщем-то сюжет несколько пофиг, и каждый эпизод сам немножко достаточная история как у сериала, когда забыл что там было в начале и фиг с ним.
гладьжги, приходигладьи жгиа вообще мой любимый формат вот как у хао грей и кп в их старых "безумное лето 98го" и " ergo sum"
Там кайф именно в обсуждении в процессе, и поэтому тебе скорее видится это как "сериал", а не как роман, верно?
Популярный (хотя и довольно спорно написанный) цикл "Твой маленький далек", тоже монстромакси и цикл к нему (на фигбуке нет циклов, так что даю на основной фик). Тут джен, джен, джен, автор совсем не пишет никакие пейринги вообще.
В этом году очень классный фик появился, "Степень не-вероятности", в фандоме и у мимокроков очень выстрелил, гет с Ривер и Двенадцатым.
Ну и наш соавторский, если можно, "О далеках, таймлордах и людях", дженослэш про тртьестепенных героев.
В целом могу сказать, что докторофандом читает джен, романс слэшный и гетный читает молча и втихаря.
плюс "борьбу" как и "байки" иллюстрирует каждую по офигительному постоянному артеру, и это тоже одно из развлечений что ли
Мне кажется, что явление скорее частое. Особенно, когда канон имеет привычку уходить на долгие перерывы (ПЛиО, Шерлок, да в принципе большая часть популярных кинофраншиз, которым требуется время на снять следующий) и, когда в нем много недосказанностей, но при этом в мире есть плюс-минус понятные правила (это, кстати, случай ГП, мне кажется, Роулинг показала, что мир есть, причем, до Гарри там было полно событий и даже до связанных с ним событий были события, никак не имеющие к нему отношения, все вот эти упоминания об исторических личностях, о способе жизни волшебников и прочая-прочая, в результате это мир, который не завязан на герое намертво).
2. Понятно, что если автор не любит выкладывать текст впроцессником, то ему тяжелее, а так по сути длинный текст помогает получать отзывы, привлекать внимание читателей итд итп: скорее заметят регулярно обновляющийся процессник, чем выложенный одной пачкой роман. То есть, грубо говоря, автору выгодно писать длинный текст. Часто бывает, правда, что его начинают, но до конца не доводят, а отвлекаются на другие, но тогда процессник помогает привлечь внимание к другим текстам. Переводчикам тут и сложно, потому что от них уже чего-то ждут, и проще, так как у них уже есть некая база заинтересованных читателей, из тех, что читали оригинал, но перевод оценят дополнительно.
Плюс длинных текстов формата романа, по сути, тот же что у "официальных" и полуофициальных книжных продолжений или вбоквелов. Пока фанаты сосут лапу в ожидании продолжения канона или страдая, что он завершен, они получают еще немного любимого мира, еще детальку, которая им что-то расскажет. И для этого совсем не надо, чтобы канон жил, более того, когда при написании текста на 500 глав случается новый сезон\фильм\книга - там же события противоречат происходящему в фике. Это может автора разочаровать
Знаю текст, который пишет до сих пор, хотя канон закрыли в 2012 году и только в прошлом выпустили неофициальное комикс-продолжение.
Я сама редко в принципе пишу тексты длиннее, чем повесть средних размеров. Меня напрягает то, что я могу перегореть, а читатели будут ждать. При этом был случай, когда мы с соавторов на двоих, по сути, в рамках одной АУ-вселенной написали что-то вроде под 200 тысяч слов, но там мы в первую очередь подпитывали друг друга, так как фидбека, от других было мало (ну и там не одним текстом, а разными, пусть и связанными сюжетом и персонажами)
А еще не про ГП, а про Юри на льду.
В прошлом году там появился текст Ближний круг. Его выкладывали по главам и очень регулярно - раз в два (три?) дня, еще и примерно в одно и то же время суток, и он на несколько месяцев стал просто неотъемлемой частью фандомной жизни. У нас в скайпе есть Кумысо-чат (кумыс - название пейринга, по которому этот Ближний круг написан), там каждую главу садились ждать вечером, вместе читали, вместе обсуждали,.. Когда он закончился, даже какое-то чувство опустошения было)) Из комментариев под текстом на фикбуке и на дайри можно понять, что таким "кружков" для обсуждения было много - в скайпе, в контакте, в анонимных тредах Дежурки, кто где.
По нему есть арты и коллажи - там в шапке на них ссылки можно найти. Так что на свое собственное творчество он тоже кого-то сподвиг.
Для меня это было исключение - обычно я редко читаю тексты-онгоинги, потому что выпадаю из атмосферы фика и теряю интерес. Но тут желание обсуждать со всеми пересилило, это оказалось тоже своего рода удовольствие и часть фана.
С авторами, соответственно, в процессе написания тоже обычно не общаюсь. Вообще наверно даже осуждаю автора, если он принимает участие в беседах, где с ним обсуждают гипотетическое развитие событий, пытаются повлиять на повороты сюжета. Понимаю, что позитивный фидбэк нужен, и его хочется, и бла-бла, но ничего не могу поделать, очень часто это для меня выглядит как заигрывание и кокетливое выпрашивание этого фидбэка. Поэтому, если хочется обсудить, то обсуждаю с обычными читателями, а к автору прихожу только с благодарностями и подбадриваниями для продолжения.
Я вообще всегда нахожусь только в слэшном сегменте любого фандома, и мне кажется, что любые фандомообразующие или пейрингообразующие фики являются таковыми - т.е. попадая в любой фандом, ты скорее всего придешь в него через один из таких текстов. Тебе сразу его покажут или ты сам его найдешь)) Как визитная карточка)
И вообще наличие такого фика закрепляет существование фандома, дает гораздо больше шансов, что будут приходить новые люди, что будет появляться новый контент.
Я довольно плотно была примерно в 7 фандомах - и во всех было одно и то же, во всех были такие тексты. И везде примерно одно и то же - вокруг текста собирается частенько свой собственный фандом))
У меня где-то около 10 таких фиков, которые я перечитываю до сих пор, даже спустя много лет, они существуют для меня уже отдельно от самих фандомов.
Но я читаю только слэш, поэтому примеры, наверное, для статьи не подойдут.
Никакой дискриминации слэша! Я про слэш всегда пишу совершенно спокойно, и много уже написала. Так что все примеры годятся.
Очень интересно, что в каждом фандоме есть такие тексты, по вашему наблюдению. Можно примеры какие-нибудь еще, кроме ГП?
Но есть и достойные работы. Я удивлена, что в вашем списке нет Команды. Я думаю, это один из образчиков на самом деле качественных фанфиков, которые могли бы стать романом, если бы не были построены на чужом мире. Насколько я знаю, фанфик писался порядка 5 лет и у него есть даже группа на ВК.
Я стараюсь не читать фанфики в процессе написания, потому что никогда не знаешь, закончит автор или нет. Я не люблю читать продолжения от других авторов, хотя одно, пожалуй, мне удалось оценить – продолжение к The marriage stone, написанное после того, как автор его забросил.
Я перечитываю крупные фанфики, по двум причинам: монстромакси каждый день в фандоме не появляются, и я просто не запоминаю коротких фанфиков. Все, что короче миди вряд ли отложится у меня в голове, автору нужно быть гением для этого. Поэтому, если мне хочется чего-то знакомого и точно интересного, я перечитываю знакомые работы.
А "Ближний круг" я читала, правда, не в процессе, а немного позже - и видела фандомную движуху вокруг него. Хотя рассказ про отдельные чаты все равно - супер. "Ближний круг" не такой большой, по моим ощущениям, как упомянутые мной ГП-тексты, но, видимо, надо еще смотреть не на объективный размер в знаках, а на место в фандомном чтении - у меня тоже было чувство, как у многих, что в момент становления фандома первый достаточно качественный крупный текст "срывает куш" внимания и страсти читателей. И становится для фандома особенным, вне зависимости от каких-то еще параметров, которые в другом случае имеют значение. Да, для "Юри на льду" "Ближний круг" точно такой текст.
Спасибо
И еще очень заинтересовала фраза "фандом агрессивно не любит крупную форму". С чем это может быть связано? Как конкретно проявляется агрессивность? В ГП вроде такого нет, могут не любить конкретный фанфик, или вон, как blue fox выше написала, кому-то не слишком интересно читать длинное, когда фанфики уже не так цепляют - это понятно. Но агрессивно не любить - почему?
«Впроцессники» я не люблю, предпочитаю читать весь текст целиком. Хотя я читал в процессе «Вдребезги» Макса Фалька и комментировал (но это скорее ориджинал). Комментировал, чтобы давать автору обратную связь; это честно по отношению к автору, а текст этот мне сильно нравился.
Вообще, я плохой читатель фанфиков. Для меня это «быстрое чтение», и я очень скоро забываю и имена авторов, и название, и сюжет. Ничто у меня долго в голове не задерживается.(
Из фанфиков по YOI, которые я сейчас читаю, мне в целом понравилась «Дорога в тысячу миль» Эарель. Отдельно хорошо, что там есть ещё дополнительный сюжетный пласт, кроме отношенческого (это, кстати, тоже дополнительная положительная черта макси; впрочем, она же бывает и негативной).
Из последнего перечитывала ориджиналы skjelle по фэндомам Чужой против хищника и хищник. (В этот раз я прочла их разом, (т.е. три истории одна за другой) и такое замечательное ощущение завершенности: все ружья выстрелили, сюжетные линии завершены, и герои развились и изменились.)
И историю Медички Шани "Волк и теленок", по фэндому Клеймор. То редкий случай, когда можно читать без знания фэндома, как отдельный цельный текст.
Из последнего макси-крышесноса, который я читала в процессе (о сладкая мука))это фик по юрцам, автора Синий мцыри "Некоторых людей стоило бы придумать".
мне кажется, стоило бы обратить внимание на такое характерное исключительно для фанфикщена явление: фикрайтер берет канонический текст и полностью переписывает, его сохраняя канонную структуру и, соответственно романную структуру, но при этом вносятся некоторые изменения, например, добавляя не имеющуюся в каноне любовную линию, которая может изменять исход канонных событий. Наверняка сейчас люди вспомнят такие истории из ГП.
Я же хочу дать ссылку на подобный фик по "Отблескам Этерны" Веры Камши. Фикрайтер несколько стер романтические черты главного героя и "добавил ему мозгов" (как это понимает сам фикрайтер), тем самым как бы "закрывая гештальдт" и отвечая на многочисленные недоуменные вопросы читателей канона: почему герой тут и там действует так странно и тупо и тем самым подкладывает динамит себе же под задницу?
ficbook.net/readfic/4230074
Еще по поводу романов. "Мой первый фик" - это Дракотрилогия Кэсси Клэр. Позже Кассандра Клэр выкинула из своей трилогии первую очень наивную и плохо написанную часть, а оставшиеся две переработала в оригинальный полноценный роман (цикл романов), который не только успешно издался, но и Фильм по нему сняли, и сериал. То же самое произошло с 50 оттенками серого.
Спасибо за соображения по второму пункту. У тебя большой мультифандомный опыт, соображения про "перегореть" было важно услышать.
Ну и приветствую любителя крупной формы, конечно ) Спасибо за ответ!
Англофандом очень уважают и считают, что только они могут писать "вканонно" (это очень ценится в фандоме, тотал!АУшки никто не читает), руфандом, по мнению большинства, вторичен и не дорос. Это я по анонимным соо сужу, если что, и по разговорам в комчате хунверсовской команды. Так что у крупноформатных переводов больше шанса быть прочтенными, чем у авторских текстов.
И еще очень заинтересовала фраза "фандом агрессивно не любит крупную форму". С чем это может быть связано?
С тем, что я только что написала выше, плюс еще с тем, что канон очень большой, и попасть макси в нужное читателям очень сложно. Ценятся (и рекаются!) авторские однострочники (я такого вообще не видала нигде), юмор, джен, низкий рейтинг. Многие в фандоме от ника говорят: "Я не читаю макси", если им порекомендовать что-то большое, в лоб скажут "Я не буду это читать", могут пойти и глянуть (и даже прочесть полностью), но отзыва не написать, даже не откомментить (и это было еще 4-5 лет назад). Может выстрелить текст, но он должен одновременно быть вканонным, низкорейтинговым (или за кровькишки) и с приключениями/детективом/вообще сюжетом, не чистым романсом. Я перечислила фики, которые рекались на анонимных соо или от ника, были большими и привлекли читателей из других фандомов.
Спасибо за новые для меня названия, посмотрю.
И еще многие авторы в таких макси грешат таким, что Гарри у них не меняется с чтечением их переписанных романов". Нет перехода от Гарри ребенка с к Гарри подростку - и Гарри взрослеющему. Героя как правило застывает в одном состоянии и в таком и находится до конца книг.
troyachka,
простите, а это где так сурово?)
"Дракотрилогия" - да-да-да!
аа.. ) ясно, спасибо
к сожалению не в курсах совершенно (ни фики ни читала. ни тв не смотрела), но если такая ситуация и отношение влияет на потенциальных авторов макси, то печаль.