Меня попросили перепостить/порекламировать запись о сборе рассказов про то, как вы написали свой первый фанфик - и хотя я вижу, что перепост уже пошел гулять по френдленте, все-таки запощу и я. Это для проекта Линор Горалик, и та девушка, которая собирает рассказы, Анна Синяткина, тоже очень доброжелательный и хорошо разбирающийся в фандомах человек. Она меня когда-то даже с лекцией об исследованиях фанфикшн звала выступить, когда был жив книжный магазин Додо, и она там работала.
Вот здесь можно прочитать объявление:
Кстати, я по некоторой надобности прочитала все-таки спустя годы роман Янагихары "Маленькая жизнь" - ну то есть как прочитала, две трети наверное, и еще треть пролистала, чтобы посмотреть, чем кончится. В общем, спасибо тем из вас, кто мне давно и настоятельно советовал его прочитать. Я с вами полностью согласна, что там в основе та же утопическая эмоционально-сюжетная структура, что и в фанфиках жанра "херт-комфорт", только героев зовут не Снейп и Гарри, и события происходят не в условной реальности ГП или Стартрека, а в столь же условной реальности некой вневременной Америки. Отчасти поэтому мне было с определенного момента скучновато читать (ну и роман страшно затянут в любом случае, конечно) - я могла предсказать каждый поворот сюжета и каждый нюанс отношений (там даже есть момент "я не гей, просто я Снейпа люблю", хотя трудно было поверить своим глазам, но предвидеть при этом можно было). При этом для множества нефандомных читателей этот роман оказался именно что первым прочитанным фанфиком - их истории эмоционального потрясения один в один похожи на то, что все мы тут периодически пишем, вспоминая свой первый опыт захватывающего фандомного чтения. Полезла потом смотреть рецензии, и увидела, что именно Анна Синяткина подробнее всех об этом написала. Молодец Анна, дам ссылку на ее рецензию тоже:
Что в этом (с Янагихарой), условно говоря, хорошего? То, что она показала, насколько может быть востребованной у любого читателя одна из мощнейщих сюжетных стуктур, придуманных и развитых именно в женском, фандомном пространстве, отрабатывающая эмоциональный сюжет, не получавший до того широкого доступа в конвенциональную литературу. Возможно, таким образом открывается некоторая дорога, по которой достаточно умные авторы сумеют пройти. Что в этом, условно говоря, плохого? Ну конечно, ощущение обиды от того, что десятки текстов, которые мне лично понравились гораздо больше и больше дали, никогда не получат и доли того позитивного внимания, которое получил роман Янагихары, рыхлый, многословный и в ряде мест, на мой взгляд, дырявоватый. Причина же этого действительно более всего в том, что одних героев зовут Джуд и Виллем, а других Снейп и Гарри. Такой вот первый фанфик.
И в заключение о себе. Очень скучаю по фандомному чтению, имею неограниченную, на самом деле, способность продолжать читать - да хоть по тому же ГП (ну или по новым ЗВ про Кайло Рена, или по паре-тройке освоенных аниме-канонов). Вот бы найти хоть одного нового автора, какие водились в этом фандоме в то время, когда я начинала читать фанфикшн. Вот чтобы макси, да хорошо написанное, да умное, да с идеей, да с загадками, не отпускающее до конца, воздающее радостью от того, что ты вообще получил возможность познакомиться с этим текстом. Что я последнее такое читала? "Клерки"? "Записки о Галльской войне"? Все, больше не было ничего? А вдруг? А? Тишина?
это, в смысле, что за структура?) херт-комфорт, или сентиментальный/любовный роман (с хэппи-эндом или без), или именно слэш - т.е., не "гей-проза", а вот этот романтизированный формат, параллельный "гетным" любовным романам (которые придумали и развили уж никак не в фандомном пространстве)?
У меня очень похожие ощущения и я тоже где-то с середины начала скучать и предсказывать что там дальше будет, каждый раз думая "ну, нет, ну не может быть, ну что-то другое придумают", а нет, именно оно
Я удивилась, что люди вроде бы не первый год знакомые с фанфикшеном тоже страшно прониклись. Вроде бы давно знакомая песня. И, имхо, там даже для фанфикшна полно, ну не самых удачных и достойных ходов.
по крайней мере, когда-то мне довелось за одно лето прочитать их нездорово большое количество, и потом в фандоме все эти популярные тропы как раз легко узнавались)
для меня феномен Янагихары скорее в том, что она вошла в разряд условно "серьезной" литературы с очевидно "фансервисным" текстом, удовлетворяющим потребности аудитории в эмоциональном почесывании нежных мест и больше, по сути, ничего не делающим. а то, что такие тексты популярны в принципе, совсем не новость, по-моему)
По поводу любовного романа я подумала. Конечно, нельзя совсем его там не находить, в силу условности и утопичности прописанных взаимоотношений, в силу общей концентрации текста на отношениях - с любовными романами это все Янагихару роднит, но и со слэшем любовный роман в родстве по этому пункту.
Но все-таки чего не бывает или почти не бывает в любовных романах серийного производства, как мне кажется -
это
1) такой концентрации на травме и прошлом - чаще все-таки, если травма (изнасилование) происходит, она занимает относительно небольшое место по сравнению собственно с сюжетом завоевания своего идеального партнера; часто любовные романы вообще никакого прошлого не содержат, они полностью устремлены в будущее, их сюжет - надо ли меняться и как, что предпринять и с какими последствиями, подойдет ли героине герой и как это выяснить, и т.д. Такое страшное прошлое скорее в слэше возникает, чтобы уравновесить масштаб херта и масштаб комфорта
2) такого тотального социального равенства персонажей. Все-таки любовный роман родился как роман вертикальной социальной мобильности, то есть различие в социальном статусе и сотни мелких деталей преодоления этого различия - в самой основе формулы. Здесь ничего подобного нет вообще, и в целом общество, в отличие от любовных романов, носит совершенно условный характер
3) секс и интимность в любовном романе всегда в итоге объединяются, даже если между ними был разрыв (изнасилование героини или ее приверженность свободным сексуальным отношениям). Финал, гармоничная пара, даже если не обязательно в браке, но в постоянных верных отношениях - это соединение секса и любви. То, что делает Янагихара с сексом в этой паре, скорее возможно в логике интиматопии - интимность важнее секса, им здорово бывает заниматься, но можно вообще-то и не заниматься, а любить друг друга вот так вот, сердцем. Я знаю, что даже в фанфиках этот троп встречается редко, но тем не менее, вообразить его в любовном романе я вообще не могу, а в фанфике могу, и если поискать, наверняка найдется. Нигде интимность не ставится так высоко сама по себе, выше всех прочих обстоятельств, как в фанфиках.
Такие мои соображения на тему, буду рада возражениям, особенно от внимательной читательницы любовных романов. Мне они тоже даются нелегко, я читала какое-то количество, потому что иначе было бы непрофессионально, ну и читала несколько книг про них. Но допускаю, что, поскольку они в последнее время меняются, там уже много всего понаписали, изрядно двигающего формулу.
забавно, всегда считала, что фанфик делает фанфиком именно взятое за основу чужое произведение, а не реакция читателя (которая запросто может совпадать с реакцией хоть на гордость и предубеждение, хоть на call me by your name — проще говоря, на любой худлит с доставляюще прописанной лавстори)
ну то есть понятно, что сеттинг у янагихары прописан очень поверхностно, но это в любом случае будет оридж : D
но тем не менее - степень концентрации на травме/"хёрте" - да, характерна скорее для фанфикшена, в этих всех покетбуках "хёрт" обычно относительно условный и нестрашный. однако если вспомнить даже классику жанра типа той же "Анжелики", там эти херт-комфортные качели ходят туда-сюда вполне размашисто, и "страданиям" героини (насколько я помню со школьных времен, когда я это читала) уделяется немало внимания - хотя они, конечно, тоже не настолько драматические.
тотальное социальное равенство все же в ЛР случается тоже довольно регулярно, троп "золушка" - это только один из вариантов, бывают и вполне себе равноправные отношения, и социум тогда играет тоже такую же условную декоративную роль.
вопрос приоритета интимности перед сексом - да, для вот тех двадцатилетней давности ЛР нехарактерен, но - вот тут уже я могу только по пересказам судить - в т.н. "женской прозе" для женщин, условно говоря, "старшего среднего возраста" это тоже встречается и довольно регулярно. это уже немного другой жанр, чем розовые книжечки с сердцами на обложке, но по сути то же самое почесывание эмоциональных кинков.
это я знаю потому, что у меня такое читает в большом количестве мама, а я ей скачиваю в читалку и иногда листаю, выхватывая, опять же, знакомые по фанфикшену эмоциональные акценты)
ну и ко всему этому еще можно добавить, что все то же самое про однополые пары кажется "фандомным" и слегка маргинализированным только для нас, в тех же Штатах лавбургеры М+М - вполне нормальное коммерческое явление. но это вы, я думаю, и без меня знаете.
подытоживая - я, с одной стороны, согласна, что при наличии опыта фандомного чтения в Янагихаре узнается довольно типичный "оридж" со всеми его жанровыми особенностями. но с другой стороны, мне не кажется, что это какой-то изобретенный в фандоме уникальный формат. это просто некоторое смещение акцентов, типа там, чуть больше хёрта, чем обычно бывает, ангст с нерешаемыми проблемами вместо романса с хэппи-эндом и т.д. - но никаких жанровых "открытий" я тут, если честно, не вижу)
daana, но почему Янагихара попала не в эту категорию, а категорию серьезной интеллектуальной литературы? Для меня абсолютная загадка. У меня действительно создалось ощущение, что эти "рафинированные" читатели столкнулись с чем-то чего раньше не пробовали, что росло где-то на маргинальных задворках, и это их сразило наповал
сперва подумала, вы углядели какое-то заимствование, но сравнение главного пейринга книги (лучших друзей-одногодок) со снарри (лав-хейт с разницей в возрасте) лично мне никаких подсказок не дало и только запутало еще больше)))
но почему Янагихара попала не в эту категорию, а категорию серьезной интеллектуальной литературы? Для меня абсолютная загадка.
ну, первый-то ее роман, «Люди среди деревьев», был похож на оридж чуть меньше)
скопирую из вики, чтобы не писать то же самое: образ центрального персонажа целиком основан на Дэниеле Гайдузеке — педиатре и вирусологе, лауреате Нобелевской премии по физиологии и медицине, который в 1996 году был арестован по обвинению в педофилии и впоследствии признал свою вину. Роман написан в форме дневника, и сексуальность главного героя является одной из центральных его тем.
там тоже есть некоторый оттенок кинковости, но не настолько откровенный, как в "Маленькой жизни" - так что, я подозреваю, она вошла в "серьезную литературу" с серьезным лицом, а дальше уже этим воспользовалась, чтобы с таким же серьезным лицом написать свой оридж) если упрощать)
У меня действительно создалось ощущение, что эти "рафинированные" читатели столкнулись с чем-то чего раньше не пробовали, что росло где-то на маргинальных задворках, и это их сразило наповал
да у меня, в общем, тоже)) то есть эксгибиционистская гей-проза двадцатого века про драмы из жизни "маргинальных слоев общества" - это одно, сентиментальные романы "про жизнь" - другое, лавстори "про эмоции" - вообще третье, а коктейль из них для кого-то оказался неожиданным.
ЗнаменитостьОдноногая Собачка).Вот это был бы отличный поворот ))
ЗнаменитостьОдноногая Собачка).а "Ближний круг" снискал лавры или нет?) я не помню. но думаю, было бы примерно как-то так же, как с ним - и затянутость с рыхлостью присутствуют, и акцент на эмоциональной жизни, херт-комфорте и превозмоганиях, и условность декораций. объем, кнчн, у Янагихары все равно побольше будет, но и БК вроде был какой-то монструозный для фанфика.
Вот это был бы отличный поворот ))
ns17, думаю, это сверхсекретно и никто кроме автора не знает, а автор никогда не скажет. Она небось делает вид что вообще этихвашихфанфиков в глаза не видала.
Она небось делает вид что вообще этихвашихфанфиков в глаза не видала.
она как минимум знакома с концепцией фантворчества, потому что регулярно репостит в инстаграме фанарты и всякий фанстафф по "Маленькой жизни" - и вряд ли считает, что это уникальное явление) но кроме инстаграма она
очень разумноот своего официального публичного лица ничего не ведет, так что неизвестно, насколько она на самом деле в курсе фандомного контекста)она как минимум знакома с концепцией фантворчества, потому что регулярно репостит в инстаграме фанарты и всякий фанстафф по "Маленькой жизни" - и вряд ли считает, что это уникальное явление) daana, да, сейчас конечно сложно прикинуться, что вообще не в курсе такого явления. Будет выглядеть неправдоподобно
читательским открытием, причем чем более читатели продолжали биться и трепыхаться (пытаясь, как Cornelia выше написала, воздать Янагихаре как Толстому), тем больше разрасталась дыра и больше народу в нее засасывало.
ns17, ты имеешь в виду что это явление созданное читательскими отзывами, а не самим текстом?
Да, у меня тоже была одна из версий такая, что кто-то "модный" написал заумную рецензию с глубинами, и все стали стараться отыскивать новые и новые глубины, кто-то начитавшись и впечатлившись рецензиями уже и в тексте все что надо увидел. То есть стало принято хвалить и считать интеллектуальным романом, ну все и хвалят.
произвело наибольший переворот не в самой формуле текста, а именно в читательском восприятии. В этот текст засосало, как в черную дыру, массу каких-то читательских ожиданий, знаний и представлений, которые в принципе не должны были там оказаться, а должны были спокойно разгуливать по сопредельным галактикам. И это стало не жанровым открытием, а читательским открытием, причем чем более читатели продолжали биться и трепыхаться (пытаясь, как Cornelia выше написала, воздать Янагихаре как Толстому), тем больше разрасталась дыра и больше народу в нее засасывало.
ну вот тут я вполне могу согласиться, да, у меня тоже было похожее впечатление.
Хотя я все-таки в основе вижу потенциальную востребованность интиматопии и относительную непредставленность ее за пределами очень узких сообществ или жанров, а потом уже этот дополнительный эффект.
слушайте, я погуглила эту "интиматопию", и я пока не могу определиться со своим отношением к вынесению ее в отдельный жанр. мне кажется, что тексты (и вообще контент), сфокусированные на постепенном сближении героев во время совместных действий и достижении ими некой близости, необязательно эротической - это ну такое общее место, что сюда же можно отнести и "Прерванную дружбу" Войнич, и "Щегла" Тартт, и много что еще, включая, я не знаю, все сериалы про полицейских-напарников, например, или Доктора Кто с его спутницами, если считать, что в гетном исполнении это тот же самый троп)
по мне, это примерно как говорить, что "броманс" - это специфический востребованный в узком сообществе жанр, который неожиданно открыла для себя широкая аудитория)
но может, я не улавливаю какой-то конкретной специфики, из-за которой надо выносить эту сюжетную формулу в какую-то отдельную особенную нишу.
daana, мне кажется, что имеется в виду, что это становится вообще главным содержанием текста, а все остальное и по объему и по проработанности и по тому, какое влияние оказывает на поступки героев, малозначительно. Герои "Щегла" еще много из-за чего переживают.
ns17, та же фигня