Меня попросили перепостить/порекламировать запись о сборе рассказов про то, как вы написали свой первый фанфик - и хотя я вижу, что перепост уже пошел гулять по френдленте, все-таки запощу и я. Это для проекта Линор Горалик, и та девушка, которая собирает рассказы, Анна Синяткина, тоже очень доброжелательный и хорошо разбирающийся в фандомах человек. Она меня когда-то даже с лекцией об исследованиях фанфикшн звала выступить, когда был жив книжный магазин Додо, и она там работала.
Вот здесь можно прочитать объявление:
Кстати, я по некоторой надобности прочитала все-таки спустя годы роман Янагихары "Маленькая жизнь" - ну то есть как прочитала, две трети наверное, и еще треть пролистала, чтобы посмотреть, чем кончится. В общем, спасибо тем из вас, кто мне давно и настоятельно советовал его прочитать. Я с вами полностью согласна, что там в основе та же утопическая эмоционально-сюжетная структура, что и в фанфиках жанра "херт-комфорт", только героев зовут не Снейп и Гарри, и события происходят не в условной реальности ГП или Стартрека, а в столь же условной реальности некой вневременной Америки. Отчасти поэтому мне было с определенного момента скучновато читать (ну и роман страшно затянут в любом случае, конечно) - я могла предсказать каждый поворот сюжета и каждый нюанс отношений (там даже есть момент "я не гей, просто я Снейпа люблю", хотя трудно было поверить своим глазам, но предвидеть при этом можно было). При этом для множества нефандомных читателей этот роман оказался именно что первым прочитанным фанфиком - их истории эмоционального потрясения один в один похожи на то, что все мы тут периодически пишем, вспоминая свой первый опыт захватывающего фандомного чтения. Полезла потом смотреть рецензии, и увидела, что именно Анна Синяткина подробнее всех об этом написала. Молодец Анна, дам ссылку на ее рецензию тоже:
Что в этом (с Янагихарой), условно говоря, хорошего? То, что она показала, насколько может быть востребованной у любого читателя одна из мощнейщих сюжетных стуктур, придуманных и развитых именно в женском, фандомном пространстве, отрабатывающая эмоциональный сюжет, не получавший до того широкого доступа в конвенциональную литературу. Возможно, таким образом открывается некоторая дорога, по которой достаточно умные авторы сумеют пройти. Что в этом, условно говоря, плохого? Ну конечно, ощущение обиды от того, что десятки текстов, которые мне лично понравились гораздо больше и больше дали, никогда не получат и доли того позитивного внимания, которое получил роман Янагихары, рыхлый, многословный и в ряде мест, на мой взгляд, дырявоватый. Причина же этого действительно более всего в том, что одних героев зовут Джуд и Виллем, а других Снейп и Гарри. Такой вот первый фанфик.
И в заключение о себе. Очень скучаю по фандомному чтению, имею неограниченную, на самом деле, способность продолжать читать - да хоть по тому же ГП (ну или по новым ЗВ про Кайло Рена, или по паре-тройке освоенных аниме-канонов). Вот бы найти хоть одного нового автора, какие водились в этом фандоме в то время, когда я начинала читать фанфикшн. Вот чтобы макси, да хорошо написанное, да умное, да с идеей, да с загадками, не отпускающее до конца, воздающее радостью от того, что ты вообще получил возможность познакомиться с этим текстом. Что я последнее такое читала? "Клерки"? "Записки о Галльской войне"? Все, больше не было ничего? А вдруг? А? Тишина?
Интересно. По идее во многих приключенческих романах это есть. И мне кажется, это же изначально, про так называемое "боевое" братство, которое возникает у людей в ситуации высокого стресса, и опыт которого имело большое количество мужчин - войны, путешествия в тяжелейших условиях и т.п. В приключенческих романах это романтизируется. И это действительно очень кинкует. Но в слеше начало приобретать какие-то новые привкусы, не только сексуальный, я имею в виду.
ns17, он не похож на Янагихару
В приключенческих романах это романтизируется. И это действительно очень кинкует. Но в слеше начало приобретать какие-то новые привкусы, не только сексуальный, я имею в виду.
ну так просто делается больший акцент именно на эмоциональной близости, на ее возникновении и изображении, я так поняла) все то, что в суровых "мужских" приключенческих романах сводилось, условно говоря, к похлопыванию по плечу, пронзительному взгляду в глаза и короткому объятию перед смертельным экшеном, в "женском" т.е. слэшном исполнении разворачивается в самоценный сюжет)
daana, травмирующий опыт обычно тоже исчезает. Штука в том, что это вот "боевое" братство имеет свои психологические механизмы возникновения. У Ремарка, имхо, очень хорошо показано.
Да, это в спец. литературе называется "гомосоциальность", и ее кинковость тоже многократно отмечалась, в том числе она потом вполне активно эксплуатируется у таких квир-писателей канона "высокой литературы", как, например, Жан Жене. А в женском варианте вот эта вот романтизированная интиматопия появляется - и ее как раз резко отделяют от квир-литературы, потому что она не про секс и реалистичность, а про чувства и приключения, и приключения чувств )
травмирующий опыт обычно тоже исчезает.
ну кстати, вот эта мысль у Янагихары как раз была относительно свежей именно с точки зрения "фандомного" херт-комфорта - что бывает такой травмирующий опыт, который поцелуями в больное место в смысле терапевтическими отношениями, сколь угодно благополучными, не излечивается. в подавляющем большинстве фикла все происходит наоборот)
Штука в том, что это вот "боевое" братство имеет свои психологические механизмы возникновения. У Ремарка, имхо, очень хорошо показано.
это да - но, по-моему, как раз в слэше эти механизмы реализуются редко, их замещают более романтические варианты возникновения интимной близости, даже если она не концентрируется на сексуальном взаимодействии. мб это тоже входит в специфику интиматопии.
мне показалось, что это скорее у меня читательская слешерская призма Оно там вполне психологически обосновано и довольно уместно.
ну так и ориджи бывают неплохие, где отношения возникают и складываются логично и обоснованно)
в смысле, я в общем не считаю, что это недостаток - но с другой стороны, не всякая описываемая в обычной литературе однополая дружба выглядит так узнаваемо) так что тут, думаю, не в призме дело, а именно в желании автора прописать не столько "просто дружбу", сколько своего рода платоническую влюбленность ГГ, более общечеловеческую, чем эротическую)
Но в слеше ведь тоже существует троп, что после большого стресса, на волне чувств героев прорвало. Я, к сожалению, человек мало начитанный так что, пример, мне не знаком.
изданных слэшных ориджейвсяких LGBT young adult novels с фанфикшеном — это обычно не нейтральное "посмотрите, какие здесь знакомые тропы", а обвинение в плагиате чужих персонажей\сеттинга. или просто в недостаточной литературности )))боюсь, на РСИИ фик, где действие начинается в конце двадцатого века (главгад-насильник юзает ноут), но медицина спустя почти 40 лет застряла все на том же уровне, точно получит 0 баллов за аутентичность ):
daana, все думала как сформулировать, почему совсем не воспринимаю Щегла как слэш-оридж. Все-таки, имхо, этот текст написан не для того, чтобы рассказать историю отношений Бориса и главного героя, да, конечно, она влияет на становление героя и для того и рассказана, но это только лишь грань и даже не самая важная. Как-то так. я это без всякого презрения к слеш-ориджам, если что
бывает такой травмирующий опыт, который поцелуями в больное место в смысле терапевтическими отношениями, сколь угодно благополучными, не излечивается.
Вот - прекрасная же мысль, возможно неправильная, но вполне живая - и почему бы ее не развить без читерских приемов тотально изоляции персонажа от всех ресурсов, позволяющих решать такие проблемы? Я потому и вспомнила аниме Банана Фиш - мне кажется, daana, вы его видели? - что там в аналогичной позиции -без внешней помощи и альтернативных замкнутому кругу ресурсов - находится главный герой, и даже там это выглядит ужасно манипулятивно и одноногособачково, а ведь там герой хотя бы лидер преступной уличной банды, и ресурсов у него по-всякому меньше, чем у суперуспешного нью-йоркского юриста. И вообще это аниме для подростков, а не роман масштаба букеровской премии (хотя анамнез у героев один в один). Ррр.
Вот я от этого пребывала в таком глубоком изумлении после того как прочла "Маленькую жизнь", а потом отзывы к ней. Мне прямо полегчало после нашей дискуссии, спасибо всем участникам
На РСИИ забили бы ногами, точно ))
почему совсем не воспринимаю Щегла как слэш-оридж. Все-таки, имхо, этот текст написан не для того, чтобы рассказать историю отношений Бориса и главного героя, да, конечно, она влияет на становление героя и для того и рассказана, но это только лишь грань и даже не самая важная.
ненене, я же и не говорила, что Щегол может так восприниматься, боже упаси) я как раз исключительно про одну линию - и только про то, что она производит узнаваемое впечатление определенного типа отношений, что ли) так что про текст в целом я с вами совершенно согласна.
ns17
придется все-таки читать "этого Скворца"
прекрасная же мысль, возможно неправильная, но вполне живая - и почему бы ее не развить без читерских приемов тотально изоляции персонажа от всех ресурсов, позволяющих решать такие проблемы?
ну, тут уж кто его знает, почему автор выбрал именно такой вариант, тут можно предполагать что угодно. вплоть до того, что автор не чувствовал себя в силах бороться с концепцией всеисцеляющей психотерапии заодно и поборолся только с концепцией всеисцеляющей любви))
на самом деле, я думаю, все-таки в определенной степени на популярность "Маленькой жизни" влияет еще и этот фактор - мысль, что да, бывает так, что травмированный человек уже не может стать нормальным, а может только кое-как оптимизировать существование со своей травмой, для кого-то могла стать неожиданным открытием, а для кого-то, кто живет в похожем режиме - своего рода облегчением, разрешением, что ли, осознавать свою неизлечимость.
это может быть важно, когда все вокруг считают, что если у тебя травма, то ты походил к психоаналитику, попил таблетки - и снова стал нормальный, а если кто-то нет, то он просто не старался.
и в определенном смысле все читерские приемы упрощают донесение этой мысли до читателя, возможно, разжевывают ее максимально очевидно и понятно.
ну то есть это если искать какие-то объяснения кроме "автор с наслаждением писал оридж про одноногую собачку", что тоже в общем имеет место))
Я потому и вспомнила аниме Банана Фиш - мне кажется, daana, вы его видели? - что там в аналогичной позиции -без внешней помощи и альтернативных замкнутому кругу ресурсов - находится главный герой, и даже там это выглядит ужасно манипулятивно и одноногособачково, а ведь там герой хотя бы лидер преступной уличной банды, и ресурсов у него по-всякому меньше, чем у суперуспешного нью-йоркского юриста.
я его не досмотрела, потому что за три серии до конца совсем устала от драматической ослепительности ГГ)
но в целом да, конечно, определенные параллели прослеживаются - только что в Банана Фиш ГГ, по-моему, как раз превозмогает свои травмы, сознательно эксплуатирует свой травматический опыт и возвышается над ним как памятник самому себе)
только я что-то не уверена, что это аниме для подростков - это же, по-моему, исходно классическая яойная манга, она не для подростков, а для все той же благодарной женской аудитории, и все тропы и клише в ней знакомые и любимые поклонницами жанра)
По части борьбы с травмами герой Банана Фиш намного продвинутей Джуда, это точно. Этим он был мне симпатичен - не симпатичен мне был сюжет, где его отправляли по кругу одного и того же колеса, не преминув подчеркнуть, какой он сияющий - но не позволяя ему тупо обратиться в полицию на каких-нибудь хитрых условиях, или уехать и перегруппироваться, или придумать что-то кроме самопожертвования. Всего-то надо было бы с картинкой общества поработать, но автор не хотела этого делать. В итоге сияющая одноногая собачка отвратила и меня, хотя я долго смотрела ) он еще там, как оказалось, в конце погибает просто так, после своей победы - чтобы Страдание. Ну и с Джудом - именно, если бы он старался, лечился, принимал помощь, но не смог выкарабкаться - вот это был бы честный итог травматичной ситуации. Мы такие итоги все наверное знаем, и любой психиатр расскажет такие истории поражений. А так "автор с наслаждением писал оридж про одноногую собачку".
Ну и с Джудом - именно, если бы он старался, лечился, принимал помощь, но не смог выкарабкаться - вот это был бы честный итог травматичной ситуации.
ну вот тут я не могу согласиться полностью, мне как раз кажется, что история про то, что человек с глубокой травмой не хотел/не мог лечиться, не нашел в себе сил для какого-то психотерапевтического взаимодействия, справлялся сам кое-как, и справлялся плохо, в частности влипая в аналогичные модели отношений уже во взрослом возрасте, - это тоже само по себе достаточно реалистично (я сейчас именно про логику развития характера Джуда, а не про реалистичность бэкграунда etc) и вполне себе бывает в жизни.
а про неудачную психотерапию была бы просто совсем другая история, не эта)
история про то, что человек с глубокой травмой не хотел/не мог лечиться, не нашел в себе сил для какого-то психотерапевтического взаимодействия, справлялся сам кое-как, и справлялся плохо, в частности влипая в аналогичные модели отношений уже во взрослом возрасте, - это тоже само по себе достаточно реалистично
Вот удивительный эффект, я когда читала, то головой понимала, что да, вполне реалистичная ситуация, когда человек отказывается от психотерапии, почему нет. Но эмоциональное впечатление было что "автор с наслаждением писал оридж про одноногую собачку"
Про травму и лечение, конечно, можно спорить. Я понимаю, что за сюжет мне пытаются описать и что за идею продают, трудно не понять. Но в такой непроницаемый безвоздушный пузырь вокруг такого человека мне трудно поверить, а некоторые детали (типа отказа пить обезболивающие во время приступов и условно-спокойной реакции на это врачей) подрывают доверие ко всей картине вообще. Было бы, кстати, очень интересно почитать какие-то реакции психиатров на эти описания, прямо любопытно стало.
но при этом я вполне могу допустить, что "цивильным" читателям и даже критикам все то же самое могло показаться художественным приемом вроде светового пятна, акцентирующего идею и затеняющего неважные факторы - ну, тем, кто писал положительные отзывы))
Заглядывайте к нам в выкладки Проклятого дитя.