01:10

4 из 5

Поэтический флешмоб, день 4.

Григорий Дашевский

Благодарю вас ширококрылые орлы.
Мчась в глубочайшие небесные углы,
ломаете вы перья клювы крылья,
вы гибнете за эскадрильей эскадрилья,
выламывая из несокрушимых небесных сот
льда хоть крупицу человеку в рот —
и он еще одно мгновение живет.

1 декабря 2013.

Это последнее стихотворение Григория Дашевского, написанное в больнице, его не стало через две недели. От того, как сильно это больно, смысл написанного не только не притупляется, но наоборот, высвечивается. Такой и он был, Гриша, в его речи и мысли все высвечивалось, и самое мимолетное с ним соприкосновение было всегда подарком.

И еще - поскольку они для меня неразрывно связаны, эти летучие сущности - его перевод "Animula, vagula, blandula..." императора Адриана, одного из самых знаменитых стихотворений в истории:

Душа моя шаткая, ласковая,
тела и гостья и спутница,
в какие места отправляешься,
застылая, бледная, голая,
и не пошутишь как любишь?...

12:35

3 из 5

Поэтический флэшмоб, часть 3. Мандельштам под кожей весь, от пчел Персефоны до воронежских тетрадей, совсем нет возможности выбирать. Поэтому пусть будет что-то простое, и в то же время очень о нем говорящее (и совсем немножко, косвенно, обо мне). 1935 год, он в ненавистном Воронеже, в ссылке, и жена привозит ему туда коктебельские камешки, собранные всего два года назад. Но между этими временами пропасть. Он сам становится серым камешком. В котором при этом столько свободы, что это до сих пор захватывает - и поддерживает - дух.

Исполню дымчатый обряд:
В опале предо мной лежат
Морского лета земляники -
Двуискренние сердолики
И муравьиный брат - агат,

Но мне милей простой солдат
Морской пучины - серый, дикий,
Которому никто не рад.

Июль 1935.

01:39

2 из 5

Продолжаю стихотворный флешмоб для  kasmunaut. Решила чередовать современных поэтов и "классиков", благо и там, и там есть любимые имена. Сегодня это Федор Сваровский, наш современник и мой ровесник, автор, которого люблю настолько, что написала предисловие к его книге. Стихотворение мне поэтому выбрать очень трудно.
Схитрю я, пожалуй. Запощу стихотворение 2010 года, которое взято из блога автора, а под катом запощу свое предисловие, и там еще два стихотворения приведены целиком.

Федор Сваровский

ЧТО ВО ДВОРЕ

- что же там во дворе?

- во дворе -
лед прозрачный
поверх листьев
зеленых и желтых

пар из-под люка
появляется солнце

дети курят на детской площадке
повиснув на карусели

- что еще?

- еще из-за близости леса
расплодившиеся за лето сойки
вытесняют ворон

обсели все ветки
деревья
и провода
смотрят куда-то
вниз

а две птицы
отдельно
сидят на заборе детского сада

одна другой говорит:
без тебя не могу
не дышу
не живу
небо над головой сворачивается в воронку
никогда не расстанемся никогда
всю крупу
и всех насекомых лесов
полей
все летящие семена
все хорошие времена
все орехи этого мира
посвящаю
тебе

вот что мы наблюдаем сейчас во дворе
в половину десятого
16-го октября

и такая во всем этом ясность
такая подчеркнутая
очевидность

предисловие к книге: Сваровский Ф. Путешественники во времени. М.: Новое литературное обозрение, 2009

15:02

1 из 5

По приглашению дорогой  kasmunaut участвую во флешмобе "пять стихотворений". Мне трудновато в это играть, потому что, во-первых, поэзии замечательной слишком много, и во-вторых, потому, что я обычно тяготею скорее к большим формам, их не особенно перепостишь в дневник (точнее, можно, но зачем - тогда уж просто название дать со ссылкой). Но буду как-то изворачиваться.
Прежде всего, конечно, Михаил Кузмин: с ранней юности им зачитывалась, переписывала от руки в Ленинке из редких изданий то, что не удавалось достать иначе, и т.д. Больше всего люблю у него культурно-исторические циклы: и ранние стилизации, такие, как Александрийские песни, и поздние "кинематографические" истории, такие, как "Форель разбивает лед". С последним циклом вообще очень персональные ассоциации: день, когда форель разбивает лед, 17 марта - мой день рождения.
Для флешмоба выбрала одно из стихотворений цикла «Харикл из Милета», третье. В том числе и с коварной целью: не представляю, как можно прочесть этот кусочек и не захотеть увидеть (вспомнить) весь цикл. Текст сверила по Богомоловскому тому 1996 года.


Я белым камнем этот день отмечу.
Мы были в цирке и пришли уж поздно:
На всех ступенях зрители теснились.
С трудом пробились с Манлием мы к месту.
Все были налицо: сенат, весталки;
Лишь место Кесаря еще пустело.
И, озирая пестрые ступени,
Двух мужей я заметил, их глаза
Меня остановили... я не помню:
Один из них был, кажется, постарше
И так смотрел, как заклинатель змей, -
Глаз не сводил он с юноши, тихонько,
Неслышно говоря и улыбаясь...
А тот смотрел, как будто созерцая
Незримое другим, и улыбался...
Казалось, их соединяла тайна...
И я спросил у Манлия: "Кто эти? "
- Орозий-маг с учеником; их в Риме
Все знают, даже задавать смешно
Подобные вопросы... тише... цезарь. -
Что будет, что начнется, я не знаю,
Но белым камнем я тот день отметил.

13:33

Женщины трудящиеся, умные, талантливые, ехидные, щедрые, добрые, не воюющие, не ненавидящие, прощающие, солидарные - очень вас люблю и искренне поздравляю (с тем, что вы такие, какие есть, несмотря на то, что этот мир хотел бы сделать с вами).
Эти тюльпанчики с моего кухонного стола, а ноутбук просто тщательно упрятан на время фотографии. Так-то и мне весь день солидарно трудиться, а как же.




Сегодня гуляли в Царицыно с близкими, видели прекрасную картину: много-много хогвартских студентов, в основном почему-то гриффиндорцев (но нескольких слизеринцев мы тоже потом углядели), стайками носились по парку, выполняя какой-то квест. Мои сразу закричали, что мне тоже надо туда, за ними. Детвора маленькая была на вид, школьники. Так стало приятно. В Царицыно после реконструкции не очень хорошо с субкультурами, ролевики оттуда ушли - слишком людное и благоустроенное стало пространство. И вот что-то вроде возрождения.

Читать я могу все, особенно если это для чего-то надо, но, разумеется, все есть все, а любимое есть любимое. Хорошие рейтинговые слэшные миди, guilty pleasure - как их всегда мало. Буду сбрасывать сюда строчки.

про всех по очереди: команда Люциуса, команды драрри, Дурмштранга, снарри, Блэков, Гермионы

UPD. Проголосовала.
1. WTF Hermione 2014 - работа "Жизнь замечательных людей"
2. WTF Lucius Malfoy 2014 - работа "Брошь с дымчатым топазом"
3. WTF Soviet Science Fiction 2014 - работа "Главное — на Земле"
4. WTF Drarry 2014 - работа "Обретая"
5. WTF Black Family 2014 - работа "Спокойной ночи"
6. WTF Dark North PLIO 2014 - работа "Нечто"
7. WTF Durmstrang 2014 - работа "Мужские игры"
8. WTF Snarry 2014 - работа "Все хорошо"
9. WTF Ficbook 2014 - работа "Азбука Фикбука"
10. WTF Xenophilia 2014 - работа "История Яна-Це, богомола-нонконформиста"

WTF Chitateli 2014

13:35

Арты

Ох, как же прекрасна зимняя битва. Приходишь домой в двенадцатом часу, нет сил даже спать лечь - и вот они, выкладки-выкладочки, предусмотрительно прибереженные как раз для такого случая.
Моя голосовалка за арты. Радует то, что для артов не так принципиально знать канон, как для текстов, и вообще в них другие правила удовольствия. "Дом, в котором" я не читала, но рисунки покорили. По Хоббиту не могу читать фанфикшн вообще, но этот художник...
И - первый среди равных, светоч моей близорукости - ОНДАТР!

1. WTF Moomins 2014 - работа "Истинный философ"
2. WTF Heian 2014 - работа "Звезда Сэймея"
3. WTF Durmstrang 2014 - работа "Ферт"
4. WTF Lucius Malfoy 2014 - работа "Так попадает только Фэйт"
5. WTF Snarry 2014 - работа "Последнее свидание"
6. WTF Dom 2014 - работа "Красный дракон"
7. WTF Soviet Science Fiction 2014 - работа "Серые штурмовики"
8. WTF Tolkien-PJ-team 2014 - работа "Дар Йаванны"
9. WTF COBA 2014 - работа "Семейка"
10. WTF Dark North PLIO 2014 - работа "Хозяин Дредфорта"
11. WTF Xenophilia 2014 - работа "К такому жизнь нас не готовила"
12. WTF Drarry 2014 - работа "Букет"
13. WTF Kotiki 2014 - работа "Мистер Подозрительность"
14. WTF Canis 2014 - работа "Стим"
15. WTF Ficbook 2014 - работа "Цитатки"

Сохраню, чтобы не забыть потом посмотреть авторов. Не то чтобы я никого не узнала.

1. WTF Hermione 2014 - работа "Британская роза"
2. WTF Soviet Science Fiction 2014 - работа "Скучный человек"
3. WTF Ficbook 2014 - работа "Список покупок"
4. WTF Dark North PLIO 2014 - работа "Ключ"
5. WTF Snarry 2014 - работа "Лавка кошмаров"
6. WTF Drarry 2014 - работа "Спасибо, Поттер!"
7. WTF Black Family 2014 - работа "Мирные времена"
8. WTF Lucius Malfoy 2014 - работа "Стрелочник"
9. WTF Durmstrang 2014 - работа "Крайний северный форпост"
10. WTF Xenophilia 2014 - работа "С первого стакана"

У меня несколько областей интересов, и обычно удается их неплохо разводить, но фанфикшн размножается почкованием и проникает везде. Сегодня читаю студентам лекцию по британской рок-музыке, ставлю песню Кейт Буш "50 words for snow" - ту самую, где соавтор текста Стивен Фрай. Ну и представляю ее автоматически: песня назвается "50 оттенков снега". Так вместе со слушателями хохотали, что пришлось делать долгую паузу.

"50 оттенков снега", собственно (зима же):


Только что вышла вторая моя статья про русский ГП-фандом, она на английском языке.
Называется «“The Care of the Self” in the 21st century: sex, love and family in Russian Harry Potter fan fiction».
www.digitalicons.org/issue10/natalia-samutina/

Статья опубликована в специальном номере международного журнала Digital Icons. Номер посвящен русским и украинским онлайн-сообществам, и там кроме моего еще несколько текстов о фанфикшн, в разных жанрах, на английском и на русском языке. Сама еще их не прочла, но с удовольствием рекламирую весь журнал, фандомные читательницы и читатели наверняка найдут там что-нибудь интересное для себя:
www.digitalicons.org/

В английской статье есть пересечения с русской статьей "Великие читательницы": в первую очередь, там, где дается общее введение в проблематику фанфикшн для внешнего читателя и производится этнографическое описание русского ГП-фандома. Практически полностью включен туда и кусочек об изобретении языка сексуальных сцен на русском (кстати, именно этот кусочек особенно поразил зарубежных рецензентов статьи – они все его выделили, только что WOW на полях не писали). Часть про слэш как критический инструмент и про его соответствующую популярность в русском ГП-фандоме тоже присутствует, и выборка да, опять сдвинута в сторону слэша и джена (там объяснено, почему; желающие написать аналогичные, но лучше, работы про гет и фем – я с удовольствием эти работы прочту, когда они выйдут).

Однако в этой статье проблемный акцент сделан не на фанфикшн как литературном опыте и не на его литературных функциях (этот аспект только упоминается вскользь, со ссылкой на русской текст; книги Риты Фелски даже нет в библиографическом списке), а на представлениях писательниц и читательниц русского ГП о сексе, любви и семье, и на том, как эти гендерно-телесные практики могут быть прочитаны социально-политически, как активность женщин в фанфикшн-сообществах напрямую связана с их уровнем саморефлексии. Так что цитата из Фуко в заголовке применена по прямому назначению: я конецептуализирую практики чтения и письма фанфикшн как «заботу о себе», по аналогии с тем, как Фуко в одноименной книге (третья часть его «Истории сексуальности») описывал сексуальные практики древних греков в общем антропологическом контексте того времени.

Из того, что в этой статье появляется впервые или расписано гораздо подробнее, чем в «Великих читательницах»:

- дается отдельный кусочек о нашем социально-политическом контексте (зарубежным читателям нужно это знать) – с противопоставлением раскованности фанфикшн-пространства «традиционным ценностям» в их государственном варианте, гомофобной политике, общему принципу нетерпимости в личных отношениях, и т.д. В качестве примера я привожу не только содержательные моменты, очевидные в фанфикшн, но и такую вещь как практики чтения: непростую – в контексте русской литературной традиции и школьного образования - фандомную работу по выработке различных стратегий чтения, по признанию права другого по-другому читать, по-другому получать удовольствие, по-другому думать;
- целый раздел посвящен «свободному выбору» как аксиологической основе фанфикшн, с проведением параллели между правом на свободный выбор, в первую очередь в любви, которое авторы фиков настойчиво утверждают за главными героями, и правом на свободный выбор (увлечений, текстов, сообществ, сексуальных интересов, и т.д.), которое они реализуют сами в процессе фанфикшн-деятельности. Развернутым примером тут служит гарридрака как жанр, в значительной мере построенный на протестном – но свободном – выборе главным героем равного себе «истинного» партнера. Самый развернутый пример дается из «Квиддичной трилогии», но примеры там есть и из снарри, и из джена;
- в разделе про сексуальность я провожу уже известное читателям первой статьи противопоставление фанфикшн и любовной литературы и подчеркиваю откровенность, вариативность и общий высокий уровень толерантности русского фанфикшн в отношении сексуальных практик, а также связанных с ними социальных коллизий. Среди прочих примеров в этом разделе – «По другую сторону…» Фрияны;
- в заключительной части, посвященной представлениям о семье, я даю однозначный ответ на часто возникающий в фандоме вопрос «почему писательницы так ненавидят Джинни», а также характеризую фандом как место, где ценность семьи не подвергается сомнению, но необходимость ее реформы осознается и утопически разыгрывается через замещающие образы идеальных гомосексуальных партнёрств. Примеры из фанфиков тут очень яркие, чего стоит один феминистский монолог Джинни из «Малфоя в ребро» авторства Sanya, или идиллическое описание совместной жизни Невилла и Снейпа из «Возможно» Трегги Ди.

Как выглядят на английском цитаты из Трегги Ди, Свенгали, Ребекки и других, мне самой просто очень нравится! И в этом тексте приведено больше цитат из ответов на анкету, чем в первом тексте: дорогие участницы опроса, возможно, вы обнаружите себя там, если заглянете в статью.

Я буду рада любым откликам на эту статью и могу предложить обсудить ее вместе с предыдущей, поскольку мои базовые позиции по поводу фанфикшн и его значения в современной культуре четко обозначены в обоих текстах. Прошу прощения, что не могла нормально обсуждать первый текст «вместе со всем фандомом»: была в отъезде и в отрыве от интернета, когда текст вышел. Тем не менее, многое прочитала, вернувшись.
читать дальше

Оригинал этой волшебной иллюстрации авторства  Ивандамарья Яиц теперь всегда будет висеть у меня дома на стене как напоминание о бесконечно талантливом ГП-фандоме. Повешу и здесь: мне всегда приятно на нее смотреть.



Моя читательская благодарность прекрасным авторам русского ГП:
sociologica.hse.ru/2013-12-3/106760000.html

С удовольствием читаю.