Это дневник читателя-исследователя российских фандомов, преимущественно фандома ГП (но в последнее время не только). Все записи в нем открыты, все темы спокойно обсуждаемы. Иногда я читаю и общаюсь здесь в свое удовольствие, иногда я пишу научные статьи о том, что меня в фандомах интересует и радует.

Статьи, например, такие (русс.яз.):
sociologica.hse.ru/2013-12-3/106760000.html
nlobooks.ru/node/8253
И такие (англ.яз):
www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/10304312.20...
journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/1367877916...
www.digitalicons.org/issue10/sex-love-and-famil...

Моя научно-учебная группа:

Никаких личных мотивов не имею (поэтому вношу в ленту только тех, у кого в дневниках есть интересный мне фандомный контент - пожалуйста, не обижайтесь, если я вас не внесла или вынесла, и я не обижаюсь ни на кого), никаких целей, кроме заявленных, не преследую, ко всем формам и видам фандомной активности предельно толерантна. Pax et Bonum.

А тут лежат несколько переводиков (ГП и Звездные войны), которые я сделала себе в удовольствие и в подарок фандомным читателям:
AO3:
archiveofourown.org/users/ns17/works



URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
01:31 

Пост верхний, он же долго был единственный.

С удовольствием читаю.

10:07 

Дневником это по-прежнему не назовешь, но...

Моя читательская благодарность прекрасным авторам русского ГП:
sociologica.hse.ru/2013-12-3/106760000.html

21:49 

И еще один благодарности пост

Оригинал этой волшебной иллюстрации авторства Ивандамарья Яиц теперь всегда будет висеть у меня дома на стене как напоминание о бесконечно талантливом ГП-фандоме. Повешу и здесь: мне всегда приятно на нее смотреть.


17:53 

Вы-таки будете смеяться, но это еще одна статья…

Только что вышла вторая моя статья про русский ГП-фандом, она на английском языке.
Называется «“The Care of the Self” in the 21st century: sex, love and family in Russian Harry Potter fan fiction».
www.digitalicons.org/issue10/natalia-samutina/

Статья опубликована в специальном номере международного журнала Digital Icons. Номер посвящен русским и украинским онлайн-сообществам, и там кроме моего еще несколько текстов о фанфикшн, в разных жанрах, на английском и на русском языке. Сама еще их не прочла, но с удовольствием рекламирую весь журнал, фандомные читательницы и читатели наверняка найдут там что-нибудь интересное для себя:
www.digitalicons.org/

В английской статье есть пересечения с русской статьей "Великие читательницы": в первую очередь, там, где дается общее введение в проблематику фанфикшн для внешнего читателя и производится этнографическое описание русского ГП-фандома. Практически полностью включен туда и кусочек об изобретении языка сексуальных сцен на русском (кстати, именно этот кусочек особенно поразил зарубежных рецензентов статьи – они все его выделили, только что WOW на полях не писали). Часть про слэш как критический инструмент и про его соответствующую популярность в русском ГП-фандоме тоже присутствует, и выборка да, опять сдвинута в сторону слэша и джена (там объяснено, почему; желающие написать аналогичные, но лучше, работы про гет и фем – я с удовольствием эти работы прочту, когда они выйдут).

Однако в этой статье проблемный акцент сделан не на фанфикшн как литературном опыте и не на его литературных функциях (этот аспект только упоминается вскользь, со ссылкой на русской текст; книги Риты Фелски даже нет в библиографическом списке), а на представлениях писательниц и читательниц русского ГП о сексе, любви и семье, и на том, как эти гендерно-телесные практики могут быть прочитаны социально-политически, как активность женщин в фанфикшн-сообществах напрямую связана с их уровнем саморефлексии. Так что цитата из Фуко в заголовке применена по прямому назначению: я конецептуализирую практики чтения и письма фанфикшн как «заботу о себе», по аналогии с тем, как Фуко в одноименной книге (третья часть его «Истории сексуальности») описывал сексуальные практики древних греков в общем антропологическом контексте того времени.

Из того, что в этой статье появляется впервые или расписано гораздо подробнее, чем в «Великих читательницах»:

- дается отдельный кусочек о нашем социально-политическом контексте (зарубежным читателям нужно это знать) – с противопоставлением раскованности фанфикшн-пространства «традиционным ценностям» в их государственном варианте, гомофобной политике, общему принципу нетерпимости в личных отношениях, и т.д. В качестве примера я привожу не только содержательные моменты, очевидные в фанфикшн, но и такую вещь как практики чтения: непростую – в контексте русской литературной традиции и школьного образования - фандомную работу по выработке различных стратегий чтения, по признанию права другого по-другому читать, по-другому получать удовольствие, по-другому думать;
- целый раздел посвящен «свободному выбору» как аксиологической основе фанфикшн, с проведением параллели между правом на свободный выбор, в первую очередь в любви, которое авторы фиков настойчиво утверждают за главными героями, и правом на свободный выбор (увлечений, текстов, сообществ, сексуальных интересов, и т.д.), которое они реализуют сами в процессе фанфикшн-деятельности. Развернутым примером тут служит гарридрака как жанр, в значительной мере построенный на протестном – но свободном – выборе главным героем равного себе «истинного» партнера. Самый развернутый пример дается из «Квиддичной трилогии», но примеры там есть и из снарри, и из джена;
- в разделе про сексуальность я провожу уже известное читателям первой статьи противопоставление фанфикшн и любовной литературы и подчеркиваю откровенность, вариативность и общий высокий уровень толерантности русского фанфикшн в отношении сексуальных практик, а также связанных с ними социальных коллизий. Среди прочих примеров в этом разделе – «По другую сторону…» Фрияны;
- в заключительной части, посвященной представлениям о семье, я даю однозначный ответ на часто возникающий в фандоме вопрос «почему писательницы так ненавидят Джинни», а также характеризую фандом как место, где ценность семьи не подвергается сомнению, но необходимость ее реформы осознается и утопически разыгрывается через замещающие образы идеальных гомосексуальных партнёрств. Примеры из фанфиков тут очень яркие, чего стоит один феминистский монолог Джинни из «Малфоя в ребро» авторства Sanya, или идиллическое описание совместной жизни Невилла и Снейпа из «Возможно» Трегги Ди.

Как выглядят на английском цитаты из Трегги Ди, Свенгали, Ребекки и других, мне самой просто очень нравится! И в этом тексте приведено больше цитат из ответов на анкету, чем в первом тексте: дорогие участницы опроса, возможно, вы обнаружите себя там, если заглянете в статью.

Я буду рада любым откликам на эту статью и могу предложить обсудить ее вместе с предыдущей, поскольку мои базовые позиции по поводу фанфикшн и его значения в современной культуре четко обозначены в обоих текстах. Прошу прощения, что не могла нормально обсуждать первый текст «вместе со всем фандомом»: была в отъезде и в отрыве от интернета, когда текст вышел. Тем не менее, многое прочитала, вернувшись.
читать дальше

02:37 

Фанфикшн съел мой (снег) мозг

У меня несколько областей интересов, и обычно удается их неплохо разводить, но фанфикшн размножается почкованием и проникает везде. Сегодня читаю студентам лекцию по британской рок-музыке, ставлю песню Кейт Буш "50 words for snow" - ту самую, где соавтор текста Стивен Фрай. Ну и представляю ее автоматически: песня назвается "50 оттенков снега". Так вместе со слушателями хохотали, что пришлось делать долгую паузу.

"50 оттенков снега", собственно (зима же):

00:58 

Голосование за тексты низкого рейтинга

Сохраню, чтобы не забыть потом посмотреть авторов. Не то чтобы я никого не узнала.

1. WTF Hermione 2014 - работа "Британская роза"
2. WTF Soviet Science Fiction 2014 - работа "Скучный человек"
3. WTF Ficbook 2014 - работа "Список покупок"
4. WTF Dark North PLIO 2014 - работа "Ключ"
5. WTF Snarry 2014 - работа "Лавка кошмаров"
6. WTF Drarry 2014 - работа "Спасибо, Поттер!"
7. WTF Black Family 2014 - работа "Мирные времена"
8. WTF Lucius Malfoy 2014 - работа "Стрелочник"
9. WTF Durmstrang 2014 - работа "Крайний северный форпост"
10. WTF Xenophilia 2014 - работа "С первого стакана"

13:35 

Арты

Ох, как же прекрасна зимняя битва. Приходишь домой в двенадцатом часу, нет сил даже спать лечь - и вот они, выкладки-выкладочки, предусмотрительно прибереженные как раз для такого случая.
Моя голосовалка за арты. Радует то, что для артов не так принципиально знать канон, как для текстов, и вообще в них другие правила удовольствия. "Дом, в котором" я не читала, но рисунки покорили. По Хоббиту не могу читать фанфикшн вообще, но этот художник...
И - первый среди равных, светоч моей близорукости - ОНДАТР!

1. WTF Moomins 2014 - работа "Истинный философ"
2. WTF Heian 2014 - работа "Звезда Сэймея"
3. WTF Durmstrang 2014 - работа "Ферт"
4. WTF Lucius Malfoy 2014 - работа "Так попадает только Фэйт"
5. WTF Snarry 2014 - работа "Последнее свидание"
6. WTF Dom 2014 - работа "Красный дракон"
7. WTF Soviet Science Fiction 2014 - работа "Серые штурмовики"
8. WTF Tolkien-PJ-team 2014 - работа "Дар Йаванны"
9. WTF COBA 2014 - работа "Семейка"
10. WTF Dark North PLIO 2014 - работа "Хозяин Дредфорта"
11. WTF Xenophilia 2014 - работа "К такому жизнь нас не готовила"
12. WTF Drarry 2014 - работа "Букет"
13. WTF Kotiki 2014 - работа "Мистер Подозрительность"
14. WTF Canis 2014 - работа "Стим"
15. WTF Ficbook 2014 - работа "Цитатки"

21:09 

Как минимум, хорьки и тентакли

WTF Chitateli 2014

23:05 

Подбираю рейтинговые миди

Читать я могу все, особенно если это для чего-то надо, но, разумеется, все есть все, а любимое есть любимое. Хорошие рейтинговые слэшные миди, guilty pleasure - как их всегда мало. Буду сбрасывать сюда строчки.

про всех по очереди: команда Люциуса, команды драрри, Дурмштранга, снарри, Блэков, Гермионы

UPD. Проголосовала.
1. WTF Hermione 2014 - работа "Жизнь замечательных людей"
2. WTF Lucius Malfoy 2014 - работа "Брошь с дымчатым топазом"
3. WTF Soviet Science Fiction 2014 - работа "Главное — на Земле"
4. WTF Drarry 2014 - работа "Обретая"
5. WTF Black Family 2014 - работа "Спокойной ночи"
6. WTF Dark North PLIO 2014 - работа "Нечто"
7. WTF Durmstrang 2014 - работа "Мужские игры"
8. WTF Snarry 2014 - работа "Все хорошо"
9. WTF Ficbook 2014 - работа "Азбука Фикбука"
10. WTF Xenophilia 2014 - работа "История Яна-Це, богомола-нонконформиста"
запись создана: 17.02.2014 в 13:28

00:12 

Хогвартс где-то рядом

Сегодня гуляли в Царицыно с близкими, видели прекрасную картину: много-много хогвартских студентов, в основном почему-то гриффиндорцев (но нескольких слизеринцев мы тоже потом углядели), стайками носились по парку, выполняя какой-то квест. Мои сразу закричали, что мне тоже надо туда, за ними. Детвора маленькая была на вид, школьники. Так стало приятно. В Царицыно после реконструкции не очень хорошо с субкультурами, ролевики оттуда ушли - слишком людное и благоустроенное стало пространство. И вот что-то вроде возрождения.

13:33 

Женщины трудящиеся, умные, талантливые, ехидные, щедрые, добрые, не воюющие, не ненавидящие, прощающие, солидарные - очень вас люблю и искренне поздравляю (с тем, что вы такие, какие есть, несмотря на то, что этот мир хотел бы сделать с вами).
Эти тюльпанчики с моего кухонного стола, а ноутбук просто тщательно упрятан на время фотографии. Так-то и мне весь день солидарно трудиться, а как же.



15:02 

1 из 5

По приглашению дорогой kasmunaut участвую во флешмобе "пять стихотворений". Мне трудновато в это играть, потому что, во-первых, поэзии замечательной слишком много, и во-вторых, потому, что я обычно тяготею скорее к большим формам, их не особенно перепостишь в дневник (точнее, можно, но зачем - тогда уж просто название дать со ссылкой). Но буду как-то изворачиваться.
Прежде всего, конечно, Михаил Кузмин: с ранней юности им зачитывалась, переписывала от руки в Ленинке из редких изданий то, что не удавалось достать иначе, и т.д. Больше всего люблю у него культурно-исторические циклы: и ранние стилизации, такие, как Александрийские песни, и поздние "кинематографические" истории, такие, как "Форель разбивает лед". С последним циклом вообще очень персональные ассоциации: день, когда форель разбивает лед, 17 марта - мой день рождения.
Для флешмоба выбрала одно из стихотворений цикла «Харикл из Милета», третье. В том числе и с коварной целью: не представляю, как можно прочесть этот кусочек и не захотеть увидеть (вспомнить) весь цикл. Текст сверила по Богомоловскому тому 1996 года.


Я белым камнем этот день отмечу.
Мы были в цирке и пришли уж поздно:
На всех ступенях зрители теснились.
С трудом пробились с Манлием мы к месту.
Все были налицо: сенат, весталки;
Лишь место Кесаря еще пустело.
И, озирая пестрые ступени,
Двух мужей я заметил, их глаза
Меня остановили... я не помню:
Один из них был, кажется, постарше
И так смотрел, как заклинатель змей, -
Глаз не сводил он с юноши, тихонько,
Неслышно говоря и улыбаясь...
А тот смотрел, как будто созерцая
Незримое другим, и улыбался...
Казалось, их соединяла тайна...
И я спросил у Манлия: "Кто эти? "
- Орозий-маг с учеником; их в Риме
Все знают, даже задавать смешно
Подобные вопросы... тише... цезарь. -
Что будет, что начнется, я не знаю,
Но белым камнем я тот день отметил.

01:39 

2 из 5

Продолжаю стихотворный флешмоб для kasmunaut. Решила чередовать современных поэтов и "классиков", благо и там, и там есть любимые имена. Сегодня это Федор Сваровский, наш современник и мой ровесник, автор, которого люблю настолько, что написала предисловие к его книге. Стихотворение мне поэтому выбрать очень трудно.
Схитрю я, пожалуй. Запощу стихотворение 2010 года, которое взято из блога автора, а под катом запощу свое предисловие, и там еще два стихотворения приведены целиком.

Федор Сваровский

ЧТО ВО ДВОРЕ

- что же там во дворе?

- во дворе -
лед прозрачный
поверх листьев
зеленых и желтых

пар из-под люка
появляется солнце

дети курят на детской площадке
повиснув на карусели

- что еще?

- еще из-за близости леса
расплодившиеся за лето сойки
вытесняют ворон

обсели все ветки
деревья
и провода
смотрят куда-то
вниз

а две птицы
отдельно
сидят на заборе детского сада

одна другой говорит:
без тебя не могу
не дышу
не живу
небо над головой сворачивается в воронку
никогда не расстанемся никогда
всю крупу
и всех насекомых лесов
полей
все летящие семена
все хорошие времена
все орехи этого мира
посвящаю
тебе

вот что мы наблюдаем сейчас во дворе
в половину десятого
16-го октября

и такая во всем этом ясность
такая подчеркнутая
очевидность

предисловие к книге: Сваровский Ф. Путешественники во времени. М.: Новое литературное обозрение, 2009

12:35 

3 из 5

Поэтический флэшмоб, часть 3. Мандельштам под кожей весь, от пчел Персефоны до воронежских тетрадей, совсем нет возможности выбирать. Поэтому пусть будет что-то простое, и в то же время очень о нем говорящее (и совсем немножко, косвенно, обо мне). 1935 год, он в ненавистном Воронеже, в ссылке, и жена привозит ему туда коктебельские камешки, собранные всего два года назад. Но между этими временами пропасть. Он сам становится серым камешком. В котором при этом столько свободы, что это до сих пор захватывает - и поддерживает - дух.

Исполню дымчатый обряд:
В опале предо мной лежат
Морского лета земляники -
Двуискренние сердолики
И муравьиный брат - агат,

Но мне милей простой солдат
Морской пучины - серый, дикий,
Которому никто не рад.

Июль 1935.

01:10 

4 из 5

Поэтический флешмоб, день 4.

Григорий Дашевский

Благодарю вас ширококрылые орлы.
Мчась в глубочайшие небесные углы,
ломаете вы перья клювы крылья,
вы гибнете за эскадрильей эскадрилья,
выламывая из несокрушимых небесных сот
льда хоть крупицу человеку в рот —
и он еще одно мгновение живет.

1 декабря 2013.

Это последнее стихотворение Григория Дашевского, написанное в больнице, его не стало через две недели. От того, как сильно это больно, смысл написанного не только не притупляется, но наоборот, высвечивается. Такой и он был, Гриша, в его речи и мысли все высвечивалось, и самое мимолетное с ним соприкосновение было всегда подарком.

И еще - поскольку они для меня неразрывно связаны, эти летучие сущности - его перевод "Animula, vagula, blandula..." императора Адриана, одного из самых знаменитых стихотворений в истории:

Душа моя шаткая, ласковая,
тела и гостья и спутница,
в какие места отправляешься,
застылая, бледная, голая,
и не пошутишь как любишь?...

01:11 

5 из 5

Последние несколько стихотворений в поэтическом флэшмобе для kasmunaut.
С китайской классической поэзией конечно трудно: она настолько многослойна и многосмысленна, настолько насыщена аллюзиями и просто повторяющимися формулами, которые нужно опознавать, что читать ее получается в основном как историко-культурный источник, желательно со всеми комментариями, которые к ней в хороших изданиях прилагаются - непосредственность восприятия тут совершенно обманчива. Но если вам повезло подружиться с кем-то, кто хорошо ее знает и правильно о ней расскажет, то возможно, она чуть-чуть приоткроется, и в ее суховатых формулах вы сможете найти совершенно особенное удовольствие. Мне в этом смысле незаслуженно повезло.
Один из базовых тематических мотивов китайской классической поэзии - дружба. Расставание друзей (большинство образованных людей служили, а государственных служащих гоняли по всей Поднебесной, они годами не видели близких и часто навсегда расставались с теми, с кем успели сойтись), совместное распитие вина и наслаждение природой и стихами, понимание, обретенное в разговорах во время долгих совместных прогулок, оплакивание ушедших друзей после известия об их смерти, находящего автора текста нередко годы спустя после самого события.
Дружба одно из самых важных слов и для меня. Закончу стихами о дружбе этот дружеский флешмоб.

Гао Ци (1336-1374)
Перевод Ильи Смирнова

Приглашаю друзей на прогулку

Снова не делаю ничего -
весна безмерно грустна.
От города к западу горная цепь
ясно вдали видна.

Жду друзей - я с ними хочу
на высокое солнце глядеть...
Меж цветов абрикоса успел захмелеть:
хватило чаши вина.

Провожаю из города монаха-отшельника Сюй-Хао

Так хочется с вами спуститься в лодку
и не возвращаться в город.
Тщусь-порываюсь, однако бессилен
умерить горечь разлуки.

Стихами сплошь исписанный свиток
кладу вам в рукав халата.
Я вас провожу по реке осенней
хотя бы до ближней излуки.

Читаю стихотворения Сюй Бэня из "Собрания Северной стены"

С радостью старого друга стихи
перечел строку за строкой.
Стихи сохранились, его уже нет -
радость сменилась тоской.

Ночью дождливой у лампы сижу,
пусто в доме моем.
Забыть не могу, как эти стихи
мы читали вдвоем.

16:17 

Благословенная земля олив и винограда

На свой день рождения летала в Тоскану, очень любимые места. Повешу и здесь несколько фотографий.
Вот бы кто-нибудь написал фанфик-кроссовер ГП и истории Медичи. Симпатичный кусочек есть у Artaletta в "Dum spiro", она там помещает в Малфой-мэнор кушетку Симонетты Веспуччи. Но простор гораздо шире, само собой: Малфои и Лоренцо Великолепный, Альфард Блэк и Козимо старший, Волдеморт и упадок семьи в 17 веке, и т.д. Фактура фантастическая. Гарри, опять же, можно приспособить к спасению кого-нибудь и даже на фреске Беноццо Гоццоли найти. А Драко там в центре, или молодой Люциус ("идеализированный Лоренцо", он же младший волхв). Если бы за такое взялся кто-то, кого я знаю и люблю читать, согласилась бы даже наверное консультировать по итальянским реалиям.
kasmunaut, я понимаю, что эту заявку надо было оставить на "Другие вселенные". Но тормоз есть тормоз есть тормоз, не роза. Все это пришло мне в голову во Флоренции и ни днем раньше. Может быть, кто-нибудь, когда-нибудь, в других вселенных...

Классический тосканский пейзаж, и под катом еще несколько картинок для вдохновения...



Флоренция, Сиена, Медичи и т.д.

22:13 

Читать читать


17:55 

На моем острове перевернулся корабль с Поттерами

Результаты серьезного репрезентативного соцопроса среди меня показывают, что в числе трех моих самых любимых русских авторов по ГП одну треть занимает Свенгали. Эти же результаты позволяют высчитать, что среди двух моих самых любимых русских авторов по ГП Свенгали занимает 50%. Впрочем, будучи качественником, а не количественником, я готова в любой момент признать любые числовые выкладки фигней и перестать дурачиться перейти к существу вопроса.
А существо у нас в том, что Свенгали написала прекрасный новый фик: кроссовер ГП с "Бурей" Шекспира (которая для меня, как, вероятно, для многих, любимейший текст со школьной скамьи). Автору я уже все это сказала, а если кто случайно не знает - радость и счастье лежат здесь:
hpfanfiction.borda.ru/?1-12-0-00000014-000-0-0-...
Там нужно регистрироваться, но оно того стоит. И вообще фест "Другие вселенные", мне кажется, очень интересный и сильный.

14:57 

Дурашества всякие

Повседневность постепенно превращается в поле для околофандомных шуточек, причем в них с большим удовольствием участвуют мои самые обычные друзья и коллеги. Мало того, что в доме живут два выдрохорька, ставшие главными героями вот этой гарридрачной фотосессии под названием "Милота":
wtfcombat2014.diary.ru/p195638593.htm
Но кроме того, у меня есть еще "плащ дементора" (черный английский плащ, купленный давным-давно в Шордиче на блошином рынке за общую бесформенность и огромный капюшон), гриффиндорский грифон на керамической тарелке из Ассизи (он на первой фотографии рядом с Гарри), и вот еще на днях мне подарили тентакли (гибкую лампочку из икеи, которая теперь похотливо извивается над кроватью). А кривые русопятства в переводах (в силу специфики работы мы довольно часто обсуждаем переводы) отныне и навсегда носят кодовое название "Злодеус Злей".
Фандом обогащает жизнь.

Читатель

главная